Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Консультация для родителей: «Дети с РАС-немного о самом главном»

21.09.2022

Консультация для родителей: «Дети с РАС-немного о самом главном»

 

Родителям важно знать, что его особенный ребёнок очень чувствителен к внутреннему состоянию родителей, легко реагирует на их тревогу, раздражительность, яркое проявление эмоций и т.п.

*Самое главное, изначально понять возможности ребёнка, не делать лишнего и не ставить высокие требования. Самый конфликт возникает, когда есть противоречие между реальными способностями ребёнка и амбициями родителя. Все протесты, непослушание, истерики и т.д. всё это результат конфликта.

*Важно знать и быть готовыми к тому, что для достижения даже небольших успехов потребуется очень много времени.

* Примечательно, что речь аутичного ребёнка не направлена на общение с окружающими, а является как бы речью для себя. Ребёнок получает удовольствие не от общения, которое возникает при помощи речи, а от манипулирования самими словами, звуками и фразами. Такие дети как правило ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращённые к ним.

*Не воспринимает своего «Я», не чувствует своего тела, его границ, ребёнок испытывает и определённые трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей овладевают навыками одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок.

Основные правила общения:

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть;
  • Всегда исходите из интересов ребёнка;
  • Строго придерживайтесь определённого режима и ритма жизни;
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы;
  • Научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте;
  • Как можно чаще разговаривайте с ним;
  • Обеспечьте комфортную обстановку для общения и обучения;
  • Терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
  • Избегайте переутомления ребёнка.

 

Помните, что каждый ребёнок с симптомами РАС уникален сам по себе. Но зная общие закономерности развития детей с РАС, всегда можно подобрать ключик, даже в самых сложных и непредсказуемых ситуациях.

АВА-терапия (Прикладной Анализ Поведения) - это терапевтический метод, нацеленный на развитие определённых навыков и устранение нежелательного поведения.  Он даёт возможность научиться бытовому самообслуживанию, коммуникации с другими людьми и т.п.

Схема терапии:

  • Задание-имитация/запрос
  • Ребёнок должен отреагировать на просьбу взрослого
  • Приз (при выполнении инструкции ребёнка поощряем тем, что он больше всего любит/ Наказание- если ребёнок не выполняет инструкцию, он не получает желаемое)

 

Считается, что при регулярных занятиях и значительных усилиях в ежедневных рутинах, терапия может дать результаты:

  • Ребёнок лучше взаимодействует с окружающими;
  • У малыша появляются способности к обучению;
  • Корректируется отклонение в поведении;
  • Малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни.

 

Что и как делать:

1Ребёнок должен учиться сидеть;

2.Учиться смотреть в глаза-установка зрительного контакта;

3.Задания-имитации должны начинаться с самых простых и доступных для ребёнка инструкций-заданий и только после того, когда ребёнок хорошо усвоил навыки, можно постепенно усложнять инструкцию-задание.

Это может быть любой жест: указательный жест пальцем, дай пять, кулачки, хлопни в ладоши;

Имитация с предметами: прокати мяч и т.п. положить ложку с кусочком в кружку, и т.п.;)

Физкультура: (присесть, встать, руки вверх, наклон, пройти по доске, кувыркнуться и т.п.)

 

Просьба озвучивается несколько раз и выполняется взрослым. Каждый раз, когда ребёнок правильно делает то, что просят и демонстрируют, его поощряют: посидел несколько секунд- Молодец! (приз) Неудачи игнорируются.

 

Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навык за одно-два повторения и можно переходить к освоению следующей задачи;

 

Важный фактор успеха – постоянная яркая реакция поощрений.

 

# Желаю успехов!                                    Педагог-психолог: Л.А. Думенко